«Охота за утечками» на маршруте Могилев-Москва 30.10.2014г с помощью мобильной лаборатории ПЕГАЗ (с ДЛС-Пергам-Сельма-многопроходка)
Попутное обследование: цели, результаты работы. В отчете представлены результаты обследования - измерения концентрации метана вдоль траектории движения мобильной лаборатории ПЕГАЗ с ДЛС-Пергам-Сельма (многопроходка) от Могилева до Москвы при возвращении из Белоруссии, где проводилась демонстрация оборудования (ДЛС).
Введение
Такое попутное обследование было проведено впервые и получило название «попутная охота за утечками». В результате данного обследования мобильной лабораторией были обнаружены утечки (с высокой вероятностью обнаруженные облака являются реальными утечками, хотя не подтверждены, т.к. не проводилась проверка) как в городской черте (г.Москва), так и при движении по междугородним скоростным автомагистралям.
Откуда взялась идея «попутной охоты за утечками»?
Подобную работу хотелось провести давно. Лучше сказать – всегда. Хотелось любые передвижения мобильной лаборатории ПЕГАЗ совмещать с работой по поиску утечек газа: и при движении на демонстрацию к потенциальному заказчику, и на пути обратно. В общем, использовать любую возможность, когда можно попутно движению осуществлять еще и поиск утечек. Зачем? Конечно, не только для того, чтобы на борту ПЕГАЗА нарисовать очередную звезду за найденную утечку (хотя и это тоже), но и иные цели.
Какие же это цели?
- Найти утечки, чтобы предупредить возможные аварии, связанные с большими утечками газа, в том числе сообщая сразу в МЧС (в случае обнаружения больших утечек).
- Найти утечки, чтобы увидеть реальную фоновую (метановую) обстановку вдоль трасс движения.
- Найти утечки с целью набрать статистику: сколько утечек и каких (мощность утечки) приходится на 1км обследования.
- Найти утечки, чтобы убедиться, что это возможно: обнаруживать утечки, в том числе и на высоких скоростях движения лаборатории ПЕГАЗ (больше 100км/ч).
- Найти утечки с целью проверить: насколько это эффективно - искать утечки по дороге, в режиме "свободной охоты"?
- Найти утечки с целью подтверждать эффективность прибора.
- Найти утечки, чтобы в дальнейшем взять эту методику на вооружение: постоянное использование «свободной охоты за утечками».
- Найти утечки, чтобы набрать богатый фактический материал для анализа и использования оного в научных целях: дальнейшей модернизации прибора.
И наконец:
- Найти утечки с целью иметь некую почву для разговора с потенциальными заказчиками.
- Через найденные утечки находить еще и новых потенциальных заказчиков, т.к. по маршруту движения пересекаем множество территорий различных газовых хозяйств.
Как же предполагается построить работу с потенциальным заказчиком?
А вот так: едем на демонстрацию прибора и по пути сразу ищем утечки. При этом на дорогу к заказчику специально отводим большее время, с учетом возможности обследования найденных по дороге утечек. Все обнаруженные утечки фиксируем, в том числе – замеряем (подтверждаем) и ручными приборами. А на месте, предоставляем отчет потенциальным заказчикам с предложением выехать на обнаруженные утечки для проверки наличия утечки, а при необходимости, и для проведения шурфовки. Вот такая реклама - с реальной работой ПЕГАЗА.
Причем поездка к заказчику предполагает, как движение по междугородним трассам, так и в городской черте. Т.е. потенциальные заказчики нашей лаборатории ПЕГАЗ предполагаются не только городские службы, но и все службы связанные с добычей, транспортировкой, хранением и переработкой газа. Мало ли где чего по дороге отыщем? Надеюсь, что такой подход к работе с потенциальным заказчиком поможет быстрее переводить потенциального заказчика в реального.
Вот с такими мыслями и идеями мы приступали к данной работе.
Что же вышло из первой попытки «попутной охоты за утечками»?
Результаты «Попутной охоты за утечками» 30.10.2014г. с «многопроходкой» по маршруту Могилев - Москва
Первая попытка осуществить «попутную охоту за утечками» была предпринята 30 октября 2014 года при возвращении из Могилева в Москву после проведения демонстрации мобильной лаборатории ПЕГАЗ в РУП«Могилевоблгаз» (г.Могилев) и РУП«Гомельоблгаз» (г.Жлобин). Обследование с помощью ДЛС-Пергам-Сельма (Многопроходка) проводилось не на всем маршруте следования в 600км, а где-то с половины пути. При этом общая длина траектории обследования составила порядка 300км.
В результате проведенного обследования прибор зарегистрировал 8 облаков газа, три из которых были зафиксированы вне населенных пунктов и пять в черте города Москвы. Примечательно, что все три утечки вне населенных пунктов были зарегистрированы при скорости движения автомобильной лаборатории порядка 130км/ч. Это говорит о том, что данные утечки были достаточно большими и нельзя исключать, что даже - опасными. Некоторые утечки, как например Утечку №2 под Кубинкой, удалось даже с высокой вероятностью идентифицировать, т.к. на космическом снимке просматриваются контуры кранового узла, расположенного с подветренной стороны от утечки.
Рис.1 Маршрут следования лаборатории «ПЕГАЗ» с ДЛС-Пергам-Сельма (многопроходка) на борту 30.10.2014г из Могилева в Москву.
Погодные условия в день проведения обследования
Информацию о погодных условиях в день проведения обследования вдоль всей трассы получена из «Дневника погоды» на сайте: http://www.gismeteo.ru/.
В течение дня погода по маршруту следования существенно не изменялась. Ветер всю дорогу в основном был Южный, в пределах 3-5м/с, а температура окружающего воздуха изменялась от +7°С до +10°С.
Таблица №1.Погодные условия в городах вдоль маршрута следования мобильной лаборатории ПЕГАЗ Могилев – Москва, 30.10.2014г.
Город |
Температура |
Ветер |
Смоленск |
+9°С |
Южный 3м/с |
Ярцево |
+10°С |
Южный 3м/с |
Вязьма |
+8°С |
Южный 3м/с |
Москва |
+7°С |
Южный 5м/с |
Таблица №2. Список облаков газа, зарегистрированных мобильной лабораторией ПЕГАЗ на маршруте обследования Могилев – Москва, 30.10.2014г.
№ |
Время |
Широта |
Долгота |
V[км|ч] |
PPM |
Местоположение |
1 |
15:29:17.85 |
55.4631283 |
35.6681433 |
123.3 |
0.64 |
у Уваровки |
2 |
16:24:45.08 |
55.5602067 |
36.5952583 |
135.9 |
0.62 |
Под Кубинкой. Вероятно из Кранового узла. |
3 |
16:56:09.48 |
55.7244617 |
37.3355133 |
129.2 |
0.89 |
Под Барвихой |
4 |
18:04:34.17 |
55.7457517 |
37.5794683 |
6.4 |
0.22 |
Москва, Ул.Смоленская |
5 |
18:24:10.37 |
55.7691483 |
37.5946133 |
38.1 |
1.79 |
Москва, на Садовом кольце |
6 |
18:27:42.36 |
55.7722200 |
37.6037300 |
9.7 |
0.53 |
Москва, на Садовом кольце |
7 |
18:39:21.37 |
55.7720267 |
37.6325050 |
43.8 |
0.20 |
Москва, на ул.Сретенка у Сухаревской площади. |
8 |
18:43:09.98 |
55.7889883 |
37.6348000 |
31.1 |
0.19 |
Москва, на Проспекте Мира |
Как видно из таблицы, первые три облака были зарегистрированы на скоростях движения автомобиля с газоанализатором выше 120км/ч, а последние пять на малых скоростях <40км/ч (при движении по улицам города Москвы).
Анализ данных обнаруженных утечек
Анализ Утечки №1.
№ |
Время |
Широта |
Долгота |
V[км|ч] |
PPM |
1 |
15:29:17.85 |
55.4631283 |
35.6681433 |
123.3 |
0.64 |
Данная утечка, с максимальной концентрацией метана в облаке 0.64ppm зарегистрирована в ~10 км на юго-восток от п.г.т.Уваровка, Можайского района, Московской области в 15:29:17.85 при движении автомобиля на скорости 123км/ч по автомагистрали Е20(М1) в сторону Москвы.
Рис.2 Карта с местоположением Утечки №1.
Рис.3 Космический снимок места обнаружения Утечки №1
Рис.4 График концентрации Утечки №1
Если учесть, что скорость движения автомобиля в момент обнаружения утечки составляла 123км/ч, а облако детектировалось в течение 10 секунд, то расчетная длина облака утечки составляет 342м. Есть основания полагать, что в этом месте мы пересекли облако достаточно большой утечки газа. При данной ширине облака (двигались перпендикулярно ветру) и южном ветре со скоростью 3м/с можно предположить, что источник утечки удален на юг от места обнаружения облака на расстояние сотен метров. На космическом снимке на юг от дороги виден некий промышленный объект, который может являться источником утечки. Четкая форма линии спектра метана говорит в пользу обнаружения реальной утечки
Анализ Утечки №2.
№ |
Время |
Широта |
Долгота |
V[км|ч] |
PPM |
2 |
16:24:45.08 |
55.5602067 |
36.5952583 |
135.9 |
0.62 |
Данная утечка, с максимальной концентрацией метана в облаке 0.62ppm зарегистрирована в в ~1.5км на северо-западнее деревни Чупряково Одинцовского района, Московской области в 16:24:45.08 при движении автомобиля на скорости 136км/ч по автомагистрали Е20(М1) в сторону Москвы.
Рис.5 Карта с местоположением Утечки №2.
Рис.6 Космический снимок места обнаружения Утечки №2
Рис.7 График Утечки №2
Скорость движения автомобиля в момент обнаружения утечки составляла 136км/ч, а облако детектировалось в течение 7 секунд. В этом случае длина облака утечки составляет 264м. Есть основания полагать, что в этом месте мы пересекли облако достаточно большой утечки газа. Южнее (юго-восток) на расстоянии 200-300 метров на космическом снимке просматривается некий объект, который по очертаниям напоминает Крановый узел газопровода. Видимо он и является источником Утечки №2. Четкая форма линии спектра метана говорит в пользу обнаружения реальной утечки.
Анализ Утечки №3.
№ |
Время |
Широта |
Долгота |
V[км|ч] |
PPM |
3 |
16:56:09.48 |
55.7244617 |
37.3355133 |
129.2 |
0.89 |
Данная утечка, с максимальной концентрацией метана в облаке 0.89ppm зарегистрирована на южной окраине поселка Ромашково, Одинцовского района, Московской области в 16:56:09.48 при движении автомобиля на скорости 129км/ч по автомагистрали М1 в сторону Москвы.
Рис.8 Карта с местоположением Утечки №3.
Рис.9 Космический снимок места обнаружения Утечки №3
Рис.10 График Утечки №3
Скорость движения автомобиля в момент обнаружения утечки составляла 129км/ч, а облако детектировалось в течении 6 секунд. Т.о. длина облака утечки составляет 215м. С учетом южного направления ветра источник данной утечки следует искать южнее на расстоянии >100 метров (с учетом ширины облака). Четкая форма линии спектра метана говорит в пользу обнаружения настоящей утечки.
Анализ Утечки №4.
№ |
Время |
Широта |
Долгота |
V[км|ч] |
PPM |
4 |
18:04:34.17 |
55.7457517 |
37.5794683 |
6.4 |
0.22 |
Данная утечка зарегистрирована на Смоленской улице в г.Москве.
Рис.11 Космический снимок места обнаружения Утечки №4
Рис.12 График Утечки №4
С учетом того, что отсутствуют данные о форме линии спектра метана в данной точке, утверждать о детектировании настоящей утечки приходится с меньшей вероятностью.
Анализ Утечки №5.
№ |
Время |
Широта |
Долгота |
V[км|ч] |
PPM |
5 |
18:24:10.37 |
55.7691483 |
37.5946133 |
38.1 |
1.79 |
Облако с максимальным значением концентрации 1.79ppm обнаружено на Большой Садовой улице в месте пересечения ее с Тверской улицей (в тоннеле).
Рис.13 Карта с местоположением Утечки №5.
Рис.14 Космический снимок места обнаружения Утечки №5, тоннель Большой садовой (под Тверской). Траектория сбилась, т.к. в тоннеле GPS приемник «потерял» спутники.
Рис.15 График Утечки №5
Скорость движения автомобиля в момент обнаружения утечки составляла 38км/ч, а облако детектировалось в течении 5 секунд, длина облака утечки составляет ~53м. Достаточно длинное облако и четкая форма линии спектра метана говорит в пользу обнаружения настоящей утечки метана.
Анализ Утечки №6.
№ |
Время |
Широта |
Долгота |
V[км|ч] |
PPM |
6 |
18:27:42.36 |
55.7722200 |
37.6037300 |
9.7 |
0.53 |
Облако с максимальным значением концентрации 0.53ppm обнаружено на Садово-Триумфальной (или Садово-Каретной) улице, при движении по внутреннему кольцу.
Рис.16 Карта с местоположением Утечки №6.
Рис.17 Космический снимок места обнаружения Утечки №6.
Рис.18 График Утечки №6
Скорость движения автомобиля в момент обнаружения утечки составляла 10км/ч, а облако детектировалось в течении 40 секунд, длина облака утечки составляет ~100м. Длинное облако и четкая форма линии спектра метана говорит в пользу обнаружения настоящей утечки метана.
Анализ Утечки №7.
№ |
Время |
Широта |
Долгота |
V[км|ч] |
PPM |
7 |
18:39:21.37 |
55.7720267 |
37.6325050 |
43.8 |
0.20 |
Облако с максимальным значением концентрации 0.2ppm обнаружено на улице Сретенка у Сухаревской площади.
Рис.19 Карта с местоположением Утечки №7.
Рис.20 Космический снимок места обнаружения Утечки №7.
Рис.21 График Утечки №7
Скорость движения автомобиля в момент обнаружения утечки составляла 44км/ч, а облако детектировалось в течении 1 секунды, длина облака утечки составляет ~12м. С учетом того, что отсутствуют данные о форме линии спектра метана в данной точке, утверждать о детектировании настоящей утечки приходится с меньшей вероятностью
Анализ Утечки №8.
№ |
Время |
Широта |
Долгота |
V[км|ч] |
PPM |
8 |
18:43:09.98 |
55.7889883 |
37.6348000 |
31.1 |
0.19 |
Облако с максимальным значением концентрации 0.19ppm обнаружено на проспекте Мира.
Рис.22 Карта с местоположением Утечки №8.
Рис.23 Космический снимок места обнаружения Утечки №8.
Рис.24 График Утечки №8
Скорость движения автомобиля в момент обнаружения утечки составляла 31км/ч, а облако детектировалось в течении 1 секунды, длина облака утечки составляет ~8м. С учетом того, что отсутствуют данные о форме линии спектра метана в данной точке, утверждать о детектировании настоящей утечки приходится с меньшей вероятностью.
Обобщение результатов анализа
В результате анализа обработанных данных с высокой вероятностью можно утверждать, что с помощью мобильной лаборатории ПЕГАЗ на маршруте Могилев-Москва было обнаружено три больших утечки, две средних, а так же с меньшей вероятностью можно заявлять о регистрации еще трех малых утечек. Три большие утечки были зарегистрированы при движении по автомагистрали на высокой скорости вне населенных пунктов, а остальные пять, зарегистрированы на территории города Москвы.
Таблица №3. Уровень достоверности и опасности (величины) утечек, зарегистрированных мобильной лабораторией ПЕГАЗ на маршруте обследования Могилев – Москва, 30.10.2014г.
№ |
Время |
V[км|ч] |
PPM |
Местоположение |
Примечан. |
1 |
15:29:17.85 |
123.3 |
0.64 |
у Уваровки |
Большая утечка. Высокая вероятность. |
2 |
16:24:45.08 |
135.9 |
0.62 |
Под Кубинкой. Вероятно из Кранового узла. |
Большая утечка. Высокая вероятность. |
3 |
16:56:09.48 |
129.2 |
0.89 |
Под Барвихой |
Большая утечка. Высокая вероятность. |
4 |
18:04:34.17 |
6.4 |
0.22 |
Москва, Ул.Смоленская |
Малая утечка. Низкая вероятность. |
5 |
18:24:10.37 |
38.1 |
1.79 |
Москва, на Садовом кольце |
Средняя утечка. Высокая вероятность. |
6 |
18:27:42.36 |
9.7 |
0.53 |
Москва, на Садовом кольце |
Средняя утечка. Высокая вероятность. |
7 |
18:39:21.37 |
43.8 |
0.20 |
Москва, на ул.Сретенка у Сухаревской площади. |
Малая утечка. Низкая вероятность. |
8 |
18:43:09.98 |
31.1 |
0.19 |
Москва, на Проспекте Мира |
Малая утечка. Низкая вероятность. |
Выводы
Первую попытку «попутной охоты за утечками» можно считать успешной. Несмотря на то, что обнаруженные утечки не подтверждены дополнительными проверками, достоверность их реального наличия достаточно высока. Этот вывод сделан на основании анализа данных, полученных при помощи газоанализатора ДЛС-Пергам-Сельма (многопроходка), являющегося сердцем мобильной лаборатории ПЕГАЗ. Наличие в данных четких спектров метана, отснятых в момент регистрации утечек, дают основания с высокой вероятностью считать зарегистрированные облака метана – реальными утечками.
Конечно, желательно и даже необходимо провести работы по проверке всех мест, где были обнаружены облака метана на предмет поиска источников газа (источников утечек). Подспорьем в этом деле будут не только GPS координаты, значения концентраций, но и известные погодные условия – южный ветер. Значит, поиск источников всех зарегистрированных 30.10.14 утечек необходимо осуществлять в направлении на Юг от места регистрации (в случае организации такой работы).
Можно считать, что цели, которые ставились перед этой работой – достигнуты: утечки (по крайней мере, облака) обнаружены, данные обработаны, и есть предмет для дальнейших действий по поиску источников обнаруженных газовых облаков. А значит, можно надеяться, что в последующей поездке к заказчику будут тоже зарегистрированы облака, с отчетом о которых можно будет демонстрировать реальную работу мобильной лаборатории ПЕГАЗ заказчику. И, соответственно, ожидать неподдельный интерес к нашему прибору.
«Попутная охота за утечками», как выяснилось – это здорово. И, немного перефразируя, можно открыть еще одну нишу, или лучше сказать, еще один способ первичного взаимодействия с потенциальным заказчиком: «свободная охота за утечками». Т.е. не обязательно иметь заказчика и уже ехать к нему, а можно просто выбрать направление и ехать обследовать. Выбрать город – и ехать обследовать. Выбрать трассу и ехать обследовать. А уже затем, по результатам обследований, искать организации, заинтересованные в устранении найденных нами утечек. Предполагаю, что такой подход может вызвать интерес у заказчиков к нашей мобильной лаборатории ПЕГАЗ.
Конечно, не стоит забывать и прямые варианты взаимодействия, которые стоит использовать в первую очередь. Как, например, позвонить потенциальному заказчику и предложить ему на выбор: поглядеть на прибор (демонстрацию), реальную работу по обследованию газовых объектов (можно оплачиваемую) и т.п. Приехать же при этом к нему с отчетом о попутных утечках тоже будет не лишне.
Ну а уж если таких прямых контактов не складывается, то тогда можно запустить в работу новую рекламно-производственную методику: «свободную охоту за утечками».