БПЛА для поиска утечек метана прошёл приёмку в «Газпром»
С 7 по 8 декабря 2017 года состоялись приёмочные испытания беспилотного комплекса с системой обнаружения утечек метана в Инженерно-техническом центре и на участке ООО «Газпром трансгаз Уфа». Обследован участок магистрального газопровода Туймазы–Уфа в зоне ответственности Приютовского ЛПУМГ. Комплекс рекомендован к применению на объектах ПАО «Газпром».
Испытания беспилотника в Башкортостане проходили при порывах ветра 20 м/с, температуре воздуха -5 -6 ºС. На участке тестового пролёта имитированы две утечки природного газа. Беспилотник Supercam S450GF с установленным течеискателем ДЛС-ЛА обнаружил обе утечки. Комплекс прошел проверки и признан соответствующим требованиям технического задания по эксплуатации, функциональности, безопасности и стандартизации.
Предназначение
БПЛА с установленным на борту детектором утечек метана ДЛС-ЛА предназначен для обследования с воздуха газопроводов и площадных объектов. Течеискатель метана ДЛС-ЛА создан в компании ПЕРГАМ специально для установки на планеры, вертолёты и квадрокоптеры. Это портативная версия хорошо известного в нефтегазовой отрасли ДЛС-ПЕРГАМ, разрабатываемого для установки на вертолёты (обследование магистральных трубопроводов), автомобили и спецтехнику (поиск утечек метана в городских условиях) и стационарный ДЛС-КС (автономный контроль загазованности на открытых площадках объектов ПХГ).
Преимущества и характеристики
Основное преимущество нашей системы в мобильности. Не нужно каждый раз поднимать в воздух вертолёт, чтобы обследовать небольшой участок труднодоступной местности. Всего 5-10 минут требуется на подготовку к рабочему режиму полётов.
Принцип действия системы основан на дистанционном мониторинге трасс магистральных газопроводов при помощи лазерного детектора. ДЛС-ЛА определяет спектральные характеристики излучения диодного лазера, прошедшего через воздушную среду от прибора до топографического объекта и обратно. Скорость полета БПЛА достигает 100 км/ч, а максимальная дальность – более 400 км.
Основная доля в платежах за выбросы загрязняющих веществ(ЗВ) приходится на метан, который относится к ЗВ IV класса опасности. Снизить удельные потери метана на газотранспортных объектах – задача любого газотранспортного предприятия. Наша разработка позволяет решить эту задачу за счёт круглосуточного мониторинга и контроля потерь природного газа на компрессорных станциях и линейной части магистральных газопроводов.
Газоанализатор |
ДЛС-ЛА |
Тип БПЛА |
самолет |
Наименование БПЛА |
Supercam-450 |
Время полета, мин |
240 |
Размер (м) в полетном виде |
3,5×0,77×0,2 |
Двигатель |
электрический |
Питание |
аккумулятор |
Автопилот |
есть |
Скорость полета автопилот/ручное упр-е, км/ч |
100 |
Высота полета |
|
минимальная, м |
50 |
максимальная, м |
150 |
Подготовка к взлету, мин |
10 |
температура эксплуатации, ◦С |
от –10 до +40 |
Взлётная масса, кг |
10 |
Чувствительность |
100 ppm×m (с 100 м) |
Способ запуска |
Катапульта |
Перспективы и применение
15 лет дочерние общества ПАО «Газпром» эксплуатируют приборы вертолетного базирования для ежегодного облёта магистральных газопроводов. Сегодня всё более актуальным становится вопрос обследования территорий на предмет обнаружения утечек метана с помощью беспилотных летательных аппаратов.
– Это действительно инновационный прорыв, – отметил заместитель начальника отдела Департамента ПАО «Газпром» Алексей Селиванов. Членами рабочей группы зафиксированы моменты обнаружения утечек. В дальнейшем планируется усовершенствование оборудования.
Подобные отечественные разработки обеспечивают не только безопасность эксплуатации магистральных газопроводов, но и снижают технологические потери природного газа, позволяют предотвратить загрязнение окружающей среды.