Энергоснабжение города, где много света
19.12.2009
Такой огромный северный город: тысячи фонарей, иллюминация, лампы накаливания в каждой квартире, микроволновки, телевизоры — и все это лишь капля в море потребления Красноярском электроэнергии.
Энергосбережение города
В попытках сделать что-либо в направлении энергосбережения Красноярск опередил и послание президента, и федеральный закон об энергосбережении и повышении энергоэффективности, подписанный Дмитрием Медведевым в минувшем ноябре. Опередил на 11 лет. Правда, попытки так и остались попытками. В 1998 году была создана компания «Центр энерго- и ресурсосбережения» (ЦЭРС). Основная цель — ввести работу по энергосбережению в Красноярске в цивилизованное и планомерное русло. Специалисты центра провели аудит сетей, работа которых оплачивалась из городского бюджета, и сделали любопытные открытия.
— Мы выяснили, что бюджет переплачивал энергетикам — тогда это было Красноярскэнерго — около полутора миллионов долларов ежегодно, — рассказывает руководитель центра, ныне первый заместитель директора Красноярского института экономики Санкт-Петербургской академии управления и экономики Георгий Змановский.
Он на живом примере поясняет, откуда взялись такие цифры. Сравнение стоимости договорного потребления энергоресурсов с суммой сборов платежей по нормативу в 43 жилых домах Кировского района города дало сумму переплаты за год в 15,5 миллиона рублей (77 процентов сверх того, что должны были платить). Если считать «подомно», получается от ста тысяч до миллиона рублей с хвостиком на каждый, в процентах — от 30 до 200. То есть реально жители получают в разы меньше тепла, чем тот объем, который они оплачивают. Аудит проводился в 2004 году. При обследовании использовался, в частности, специальный измерительный прибор - тепловизор для обнаружения «дыр» в тепловом контуре. Материальным результатом обследования был энергетический паспорт объекта — вполне официальный документ, на основании которого можно было проводить какие-то мероприятия по повышению энергосбережения и эффективности.
— После того как результаты нашего аудита в форме отчета мы представили чиновникам, получили кучу проблем, — вспоминает Змановский. — Этот бизнес курировался на уровне заместителя главы города, и никому наши открытия не были интересны.
Никому не нужны были энергопаспорта, отражающие реальное положение дел. В виртуальном темном омуте рыбка ловилась исправно. Понятно, что рекомендации по установке энергосберегающего оборудования в обследованных домах в мэрии просто не стали читать. Вход в жилые дома специалистам центра после этого закрыли. Они пытались продолжить работу на условиях локальных договоренностей с каждым конкретным объектом. Обследование пристроенных и встроенных помещений, в которых размещались школы, больницы и детские сады, дало похожий результат.
— Напрашивались два вывода: либо те, кто отвечает за энергоэффективность этих объектов, абсолютные дураки, чего по внешнему виду не скажешь, либо они четко замотивированы на то, чтобы все оставалось как есть, — говорит Георгий Змановский.
В колесах повозки, которую пытался разогнать ЦЭРС, появилось столько палок, что все работы в этом направлении пришлось в конце концов свернуть.
Невостребованными оказались и другие предложения специалистов центра. Например, существует технология, которая позволила бы в результате ремонта и утепления фасадов старых «хрущевских» пятиэтажек получить до 50 процентов экономии тепла, подаваемого в дом. И в квартирах при этом стало бы не холоднее, а теплее. Рассказывать об этом приходится в сослагательном наклонении: то, к чему сегодня призывают президент и закон, могло быть реализовано в Красноярске минимум лет пять назад.
— Модернизация экономики и вообще любой сферы не может ограничиваться только технологией. Нужна воля власти. Это вопрос политический, — подводит черту Георгий Змановский.
— Мы выяснили, что бюджет переплачивал энергетикам — тогда это было Красноярскэнерго — около полутора миллионов долларов ежегодно, — рассказывает руководитель центра, ныне первый заместитель директора Красноярского института экономики Санкт-Петербургской академии управления и экономики Георгий Змановский.
Он на живом примере поясняет, откуда взялись такие цифры. Сравнение стоимости договорного потребления энергоресурсов с суммой сборов платежей по нормативу в 43 жилых домах Кировского района города дало сумму переплаты за год в 15,5 миллиона рублей (77 процентов сверх того, что должны были платить). Если считать «подомно», получается от ста тысяч до миллиона рублей с хвостиком на каждый, в процентах — от 30 до 200. То есть реально жители получают в разы меньше тепла, чем тот объем, который они оплачивают. Аудит проводился в 2004 году. При обследовании использовался, в частности, специальный измерительный прибор - тепловизор для обнаружения «дыр» в тепловом контуре. Материальным результатом обследования был энергетический паспорт объекта — вполне официальный документ, на основании которого можно было проводить какие-то мероприятия по повышению энергосбережения и эффективности.
— После того как результаты нашего аудита в форме отчета мы представили чиновникам, получили кучу проблем, — вспоминает Змановский. — Этот бизнес курировался на уровне заместителя главы города, и никому наши открытия не были интересны.
Никому не нужны были энергопаспорта, отражающие реальное положение дел. В виртуальном темном омуте рыбка ловилась исправно. Понятно, что рекомендации по установке энергосберегающего оборудования в обследованных домах в мэрии просто не стали читать. Вход в жилые дома специалистам центра после этого закрыли. Они пытались продолжить работу на условиях локальных договоренностей с каждым конкретным объектом. Обследование пристроенных и встроенных помещений, в которых размещались школы, больницы и детские сады, дало похожий результат.
— Напрашивались два вывода: либо те, кто отвечает за энергоэффективность этих объектов, абсолютные дураки, чего по внешнему виду не скажешь, либо они четко замотивированы на то, чтобы все оставалось как есть, — говорит Георгий Змановский.
В колесах повозки, которую пытался разогнать ЦЭРС, появилось столько палок, что все работы в этом направлении пришлось в конце концов свернуть.
Невостребованными оказались и другие предложения специалистов центра. Например, существует технология, которая позволила бы в результате ремонта и утепления фасадов старых «хрущевских» пятиэтажек получить до 50 процентов экономии тепла, подаваемого в дом. И в квартирах при этом стало бы не холоднее, а теплее. Рассказывать об этом приходится в сослагательном наклонении: то, к чему сегодня призывают президент и закон, могло быть реализовано в Красноярске минимум лет пять назад.
— Модернизация экономики и вообще любой сферы не может ограничиваться только технологией. Нужна воля власти. Это вопрос политический, — подводит черту Георгий Змановский.
Геннадий Васильев, Сергей Санников, «Вечерний Красноярск»