Охотники за дефектами
Первым признаком большинства заболеваний служит повышенная температура. Оказывается, измерение температуры является действенным методом диагностики и для определения состояния электрооборудования...
Электродоктор
Виктор Моринов, "МРСК Урала" #2 (март - апрель 2009 г.)
Первым признаком большинства человеческих заболеваний служит высокая температура. Оказывается, измерение температуры является действенным методом диагностики и для определения состояния электрооборудования...
В пермском филиале ОАО «МРСК Урала» чем-то подобным занимается созданная около полутора лет назад Служба диагностики и измерений электрооборудования. Все это время ее сотрудники методом определения температуры элементов линий, подстанций, других объектов энергетики ставят точные диагнозы их «самочувствия». Они ходят «по горячим следам» невидимых человеческому глазу дефектов, которые не в состоянии ускользнуть от всевидящего ока специального прибора — тепловизора.
По внешнему виду его легко принять за дорогую видеокамеру. Подобно ей, аппарат ведет обычную съемку, только в инфракрасном диапазоне, позволяющем с помощью разницы в цветопередаче изображения фиксировать разницу температур попадающих в кадр предметов. на сегодня, по всем параметрам камера производства фирмы FLIR Systems — одна из лучших. Она — на профессиональном веку начальника службы Александра Вениаминовича Кудренко — представитель четвертого поколения тепловизионных приборов из числа тех, с какими ему приходилось иметь дело.
«Диагностикой электрооборудования я занимаюсь с 1996 г., — рассказывает он. — Ее методы начинал осваивать рука об руку с ветераном “Пермэнерго”, Владимиром Васильевичем Поздеевым. Первый аппарат назывался “тВ-3”. Он применялся одновременно и в медицине, и в электроэнергетике. Причем, устройство надо было заливать жидким азотом, работало оно на электролампах с большим осцилографом, который перемещали на тележке, поскольку вес контрольного устройства был около 20 кг, а самой камеры — 30 кг. Ему на смену пришел более современный тепловизор, уже вполне компактный и переносной. Позже стали применять камеру шведской фирмы АГЕМА, обучение работе на которой я проходил в Стокгольме…».
Сейчас Александр Вениаминович с коллегами наблюдают в окуляр тепловизора родные прикамские «пейзажи». Одним из последних объектов внимания стала ПС «Заречье» в нытвенском районе. Вооружась FLIR Systems, группа диагностики несколько часов, то на лыжах, то по колено утопая в снегу, обследовала все доступные визуальному контролю сегменты подстанции. В результате «электродоктора» признали «пациента» вполне здоровым. Лишь на устройстве 10 кВ «пойманное» аппаратом инфракрасное излучение засвидетельствовало незначительный изъян.
Как «охотникам за дефектами» специалистам было слегка досадно за столь малый трофей. С другой стороны, отсутствие результата — тоже результат. тем более что профилактические обследования подстанций и линий обеспечивают их безаварийную работу до 5 лет кряду. Вот для чего ежемесячно, две недели из четырех, представители службы проводят в командировках по краю.
КОММЕНТАРИЙ
Александр Кудренко, начальник Службы диагностики и измерений электрооборудования:
«Без инфракрасной камеры в современной электроэнергетике никак не обойтись. Мало того, что она позволяет обследовать оборудование, не выводя его из эксплуатации, еще и — в целом ряде случаев — избавляет от необходимости применять разрушающие методы контроля. Сожаление вызывает только то, что тепловизор не в состоянии показать, какому объему оборудования, линий «Пермэнерго» его применение продлило жизнь, какое число аварий предотвратило».